Флеш-моб

Шаг 1

Нужна красивая идея!

Без нее ничего не получится. Нередко бывает, что людей проще убедить сделать крупное пожертвование, чем уговорить их дать сто рублей, но при этом совершить что-то необычное, например, надеть на голову цветочный горшок. Идея вашего флешмоба должна быть настолько зажигательной и оригинальной, чтобы людям хотелось присоединиться, потому что возможность просто дать денег они, если есть такое желание, и так найдут. Постарайтесь не повторяться. Феерический успех ice bucket challenge вовсе не означает, что он и далее будет настигать всякого, кто предложит людям обливаться холодной водой. Перекрашивание аватарок в разные цвета уже тоже всем слегка надоело. Нужно искать новые дебютные идеи.

Шаг 2

Онлайн или офлайн?

Это, как говорят в Одессе, две большие разницы, несмотря на то, что основные цели — PR вашей организации и, в конечном итоге, фандрайзинг на ее проекты — совпадают. Выбор формата флешмоба имеет смысл основывать на том, какими ресурсами для его подготовки вы в большей степени располагаете. В онлайн версии вам понадобится, в первую очередь, мощный интернет-PR, крайне желательно с привлечением звезд, имеющих в социальных сетях большое количество подписчиков и крупных блоггеров. При выборе второго варианта будет нужно много «живых» волонтеров. Их необходимо будет организовывать и координировать. Также могут понадобиться, пусть небольшие, но все-таки финансовые вложения в реквизит. PR, конечно, тоже предполагается, но зато в этом случае можно рассчитывать не только на социальные сети, но и на любые виды СМИ, которые получится привлечь.

Шаг 3

Как приглашать участников?

Офлайн флешмоб, конечно, нужно готовить заранее. Недостаточно просто разместить в сети приглашение к участию. Более того, этого делать вообще нельзя, разве что в закрытых группах, иначе пропадет эффект неожиданности. Костяк группы, которая будет реализовывать флешмоб, вам нужно будет собрать вручную, по друзьям, знакомым и проверенным волонтерам, только это даст уверенность в том, что мероприятие точно состоится. Если же кто-то захочет присоединиться дополнительно, это уже будет, что называется, призовая игра. Приглашение к участию в сетевом флешмобе, как правило, распространяется вирусно в социальных сетях, и тут основная задача в привлечении к участию людей, которые имеют много подписчиков и друзей.

Шаг 4

Как собирать деньги?

Если вы собираетесь проводить «живой» флешмоб, то лучше вовсе отказаться от идеи сбора денег непосредственно «в процессе». Пусть это лучше будет PR-мероприятие, знакомящее людей с вашим фондом. Если вы его проведете на должном уровне, в смысле фандрайзинга вы все равно получите своего рода отложенный результат, а пытаться собрать с людей деньги за пять минут «прямо сейчас, пока они не пришли в себя» — не очень удачная идея. Основной механизм сбора денег при онлайн флешмобе — принцип эстафеты. Человек совершает некое действие, например, идет на работу в разных носках, переводит в фонд некоторую сумму и бросает своего рода вызов еще двум-трем или более потенциальным участникам. Можно, конечно, присоединяться и просто так, без всякого вызова, но благотворительный перевод нужно сделать обязательно. Поэтому система электронного перевода денег в ваш фонд всеми возможными способами должна у вас быть и четко работать. Сбор наличных при таком формате не предусмотрен.

Шаг 5

При проведении флешмоба офлайн подумайте о реквизите.

Понадобится он или нет, зависит от того, на каком жанре вы в итоге остановитесь. Придумывать что-то сложное вроде одновременного проезда на всех линиях метро переодетых в костюмы разных эпох персонажей, может быть, и не стоит, но если вдруг триста человек одновременно остановятся посреди Арбата, надуют и подарят остальным прохожим воздушные шарики с логотипом и адресом сайта вашего фонда, это будет эффектно. Надо только позаботиться, чтобы эти шарики (зонтики, платки и т. п.) были в наличии и в достаточном количестве.

Шаг 6

Решите, на что пойдут собранные деньги.

Если флешмоб будет проходить онлайн, и сбор средств будет вестись, то надо решить, на что эти деньги пойдут. В данном случае вполне допустимо собирать и просто «в фонд» или (это все-таки лучше и нагляднее) на поддержку одной из его программ. Адресный сбор на конкретного больного лучше не проводить, в данном случае правильнее ограничиться именно программой.

Шаг 7

Информация о вашем фонде должна быть широко представлена.

Независимо от выбранного формата подумайте о том, как сделать так, чтобы максимально четко донести до участников и зрителей флешмоба информацию о том, что он проводится именно вашим фондом, и цель его состоит не просто в развлечении. При перепостах в социальных сетях, если вы договариваетесь о них с кем-то из крупных блоггеров персонально, просите их дать ссылку на ваш сайт. Если в офлайн флешмобе примут участие волонтеры, обеспечьте их вашими промо материалами, хотя бы визитками и буклетами, возможно, к ним будут потом подходить люди и задавать вопросы об организаторах.

Шаг 8

Сделайте ролик «живого» флешмоба.

Если мы говорим о «живом» флешмобе, то нужно позаботиться заранее о том, чтобы было кому его качественно снять на видео. Потом из этого материала нужно оперативно смонтировать ролик и запустить его по соцсетям. Это даст дополнительный мощный PR-эффект.

Шаг 9

Отчетность.

В кратчайшие сроки после проведения онлайн флешмоба нужно подсчитать собранную сумму и информация о ней должна появиться на вашем сайте и в соцсетях. Естественно, со словами благодарности всем принявшим участие.

Шаг 10

Как связать мероприятие с #ЩедрыйВторник?

Онлайн флешмоб, также как и офлайн, в принципе, можно провести и одним днем, но в этом случае нет гарантии, что получиться сделать его действительно массовым. Лучше всего, чтобы он длился от двух недель до месяца, и последний день можно назначить как раз на #ЩедрыйВторник. Или накануне на ближайший конец недели, а в #ЩедрыйВторник подвести итоги и объявить результаты.