Волонтерская акция

Шаг 1

Как выбрать удачный формат.

Всегда лучше и правильнее, чтобы волонтерская акция проводилась в рамках какой-либо постоянной волонтерской программы. Одноразовые выезды в детские дома или дома престарелых шумной толпы жаждущих причинить добро большой пользы никому не приносят. Если речь идет о сборе гуманитарной помощи (предметов гигиены для стариков, развивающих игрушек и художественных материалов для детей, кормов для собак из приюта и т. п.) и ее передаче непосредственным получателям, то такие акции, как правило, бывают очень масштабными именно на этапе сборов, а сами поездки чаще осуществляются в рабочем порядке узким составом. Если же есть желание привлечь побольше людей именно к выезду, то над его программой стоит тщательно подумать. Мы часто говорим о том, что детям-сиротам, старикам и живущим в учреждениях инвалидам нужны не только и не столько подарки, а живое человеческое общение, и это правда. Но, если в акции участвует много новичков и людей, которые пока не определились, будут ли они продолжать свою волонтерскую работу, лучше всего построить ее таким образом, чтобы у ваших подопечных не возникало неоправданных ожиданий, что подобные мероприятия станут регулярными. Можно поехать в детский дом фотографировать детей и потом сделать каждому индивидуальные фотоальбомы. Можно устроить в больнице клоунский праздник. Можно записывать рассказы стариков из дома престарелых и сделать из них небольшой сборник воспоминаний. В любом случае акция должна быть «поддержана» постоянной волонтерской программой, проводимой на базе учреждения, тогда участие большой команды станет реальной помощью, а не стихийным бедствием.

Шаг 2

Куда ехать?

Первый и основной принцип — идите туда, где вы действительно нужны, а не туда, куда вам удобно добираться. Если вы потрудитесь отъехать в детский дом или дом престарелых хотя бы в 200-х километрах от Москвы, ценность вашей акции возрастет многократно. Особенно если она имеет и материальную составляющую, так как. возить игрушки в столичные интернаты уже давно более чем бессмысленно. Если выехать из города не получается технически, подумайте, скорее, о больницах, социально-реабилитационных центрах, приютах для животных.

Шаг 3

Определитесь с составом участников.

Вы можете ориентироваться на уже сложившуюся волонтерскую группу, дополнив ее новыми участниками, или сделать акцию открытой, приглашая людей присоединиться к ней на вашем сайте и в социальных сетях. Можно сформировать волонтерскую команду на базе дружественной вам компании. Однако в любом случае в этой команде должен быть баланс между новичками и опытными волонтерами, а также вашими сотрудниками. Состав волонтерской команды влияет на формат поездки. Везти 20 человек, не имеющих соответствующего опыта, в психо-неврологический интернат «общаться», как минимум, безответственно. Но они могут принести большую пользу на субботнике в доме престарелых, где надо перекрасить стены в палатах, или в приюте для животных, где требуется почистить клетки и выгулять собак.

Шаг 4

Какое выбрать время?

Чаще всего наиболее удобными для различных волонтерских акций являются выходные, поэтому можно ориентироваться на ближайшие к #ЩедрыйВторник субботу или воскресенье, а непосредственно 29 ноября, например, выпустить пострелиз акции и рассказать о ней в социальных сетях. Впрочем, проводить акцию непосредственно во вторник тоже вполне возможно, особенно если вашим партнером станет компания, которая позволит своим сотрудникам использовать для поездки рабочий день в рамках программы корпоративного волонтерства.

Шаг 5

Договоритесь с учреждением.

Формат акции, которую вы придумаете, должен быть утвержден учреждением, с которым вы сотрудничаете, его администрация не должна рисковать нарваться на какие-либо сюрпризы с вашей стороны. Да вам и самим очень важно знать «на берегу», какие в учреждении существуют внутренние правила и ограничения, к ним нужно относиться с уважением. Приезжать в детский дом с предложением отменить в честь устраиваемого вами праздника тихий час — не слишком удачная идея.

Шаг 6

Проинструктируйте волонтеров.

Обязательно проведите «предполетную подготовку» для выезжающих с вами волонтеров. Их нужно ввести в курс дела, чтобы они понимали и контекст социальной проблемы, с которой им придется столкнуться, и основные принципы общения с подопечными. Лучше всего собраться и поговорить обо всем этом даже не один, а несколько раз до поездки, тем более, если ее нужно будет содержательно готовить. Идеальный вариант — если удастся организовать группу таким образом, чтобы у каждого новичка был своего рода супервизор, к которому он мог бы обратиться при возникновении сложной ситуации прямо по ходу проведения мероприятия.

Шаг 7

Транспорт.

Если он понадобится, есть два пути решения этой проблемы: ехать всем вместе автобусом или караваном на личных автомобилях. Первый вариант затратнее, если только автобус не будет выделен компанией для своих корпоративных волонтеров. Поездка на личных автомобилях позволяет сэкономить, но тут возникает другой серьезный вопрос. Поездка караваном — отдельное искусство, так как у всех разная манера вождения и разная скорость. Поэтому нужно либо просто принять решение о встрече в конечной точке, либо договориться о четких правилах совместного движения. У каждого водителя должны быть точные координаты места назначения и телефоны других водителей и руководителя группы.

Шаг 8

Составьте программу мероприятия.

Простое человеческое общение — это чудесно и очень ценно, но для того чтобы ваши волонтеры не растерялись, лучше, чтобы все-таки у вас были план и программа мероприятия. Вы можете провести мастер-классы, в том числе, кулинарные, фотосессию, концерт, спортивный праздник или что угодно иное, не ограничивайте свою фантазию. Конечно, например, с лежачими больными не попрыгаешь, и поэтому продумать программу необходимо с учетом того, куда именно вы поедете, но что-то организовать можно всегда, не пускайте ситуацию на самотек.

Шаг 9

Соберите по списку все, что потребуется.

Вы должны точно знать, что вы с собой везете, поэтому составьте список. Гуманитарная помощь, материалы для мастер-классов, подарки — все это, скорее всего, займет довольно много места и при погрузке, особенно, если машин будет несколько, есть риск забыть что-то важное. Поэтому проверьте лучше несколько раз, все ли вы с собой взяли.

Шаг 10

Не забудьте получить от участников акции обратную связь.

Обязательно поговорите с волонтерами по итогам поездки. Как правило, подобные мероприятия вызывают у людей, особенно принявших в них участие впервые, сильные переживания, и их нельзя оставлять с этими переживаниями наедине. Если у вас в фонде есть профессиональный психолог, хорошо, чтобы он участвовал в разговоре.

Шаг 11

Сделайте пострелиз о мероприятии.

Напишите для сайта неформальный отчет о состоявшейся акции, лучше всего с большим количеством фото. Продублируйте его в социальных сетях, как вариант, разбив на несколько тематических постов. Возможно, и даже наверняка, ваши волонтеры тоже будут писать в своих личных аккаунатах, поэтому заранее поговорите с ними, о чем можно писать, а о чем не стоит. Администрация социальных учреждений, и если не бабушки из домов престарелых, то дети из интернатов имеют доступ в интернет и могут прочитать то, что будет написано. Поэтому необходимо выражаться корректно и тактично.