Назад
инструкции

Pro bono волонтерство

Шаг 1
Что такое pro bono?
Pro bono (от лат. pro bono publico — ради общественного блага) — это профессиональное волонтерство.

Pro bono волонтерством обычно занимаются консалтинговые компании — аудиторские, юридические фирмы, переводческие агентства. По сути, это предоставление безвозмездной профессиональной консультации или помощи некоммерческой организации или физическому лицу (группе лиц). Например, инициативная группа решила создать собственный благотворительный фонд помощи подросткам в трудной жизненной ситуации. Не имея определенных юридических знаний, энтузиасты потратят много времени на изучение законодательства, составление устава и так далее, но все же не оценят должным образом и не застрахуются от возможных налоговых или иных рисков.

Поэтому подобные объединения или уже созданные НКО нередко обращаются в консалтинговые компании за профессиональной помощью.
Шаг 2
Как оценить, готовы ли сотрудники заниматься pro bono волонтерством?
Компания несет ответственность за качество помощи, которую предоставили в рамках pro bono волонтерства ее сотрудники. В той или иной мере это репутационный риск, поэтому прежде чем начать развитие pro bono волонтерства в вашем коллективе, взвесьте все за и против.

Аргументы «за» развитие pro bono волонтерства:
— ваша компания оказывает профессиональные услуги за деньги (консалтинг, переводы, IT-решения, сфера обслуживания, организация мероприятий, дизайн и копирайт и т. д.);
— сотрудники вашей компании имеют сертификаты независимых организаций, подтверждающих возможность осуществлять тот или иной вид профессиональной деятельности (сертифицированный бухгалтер, тренер и т. п.).

Аргументы «против»:
— ваша компания не занимается продажей определенных услуг, у сотрудников нет сертификатов, подтверждающих их право на осуществление той или иной профессиональной деятельности;
— индивидуально: вы сомневаетесь в том, что конкретный сотрудник с должным вниманием подойдет к оказанию помощи НКО.

Взвесив за и против, вы можете начать подготовку первой активности. Оказание профессиональной помощи нуждающимся на безвозмездной основе. В отличие от традиционного волонтерства это именно профессиональные услуги.
Шаг 3
Какая профессиональная помощь нужна?
Профессиональная помощь бывает нужна некоммерческим организациям для осуществления их деятельности, а бывает нужна обычным людям — малоимущим и социально незащищенным гражданам, детям в интернатах, пациентам клиник, бабушкам и дедушкам в домах престарелых.

В организациях часто востребована такая помощь pro bono:
— юридические и налоговые консультации;
— финансовые консультации;
— переводы;
— веб-дизайн, SEO, SMM;
— IT-решения;
— PR и коммуникации;
— тренинги по организационному и профессиональному развитию;
— перевозки;
— организация мероприятий.

Частным лицам обычно требуется следующая помощь pro bono:
— юридические консультации;
— переводы;
— тренинги по организационному, профессиональному и личностному развитию;
— менторство и коучинг;
— психологическая поддержка;
— перевозки;
— организация мероприятий;
— маникюр, стрижка (это особенно необходимо в домах престарелых и интернатах для подростков);
— развлечения (спектакли, концерты).

С людьми напрямую работать гораздо сложнее. Обычно те, кто нуждается, обращаются в различные фонды и просят помощи там. Например, чтобы отвезти ребенка на лечение за границу могут потребоваться переводы большого числа документов, которые семья оплатить не в состоянии, тогда pro bono волонтерство может быть хорошим выходом из положения, а волонтера-переводчика поможет найти профильный фонд.
Шаг 4
Кто должен мотивировать сотрудников?
Определив, что ваша компания готова развивать направление pro bono волонтерства, соберите основную инициативную группу волонтеров. Для этого вы можете использовать различные каналы коммуникации — как онлайн, так и офлайн (рассылки, объявления в интранете и на корпоративных мероприятиях, расклейка плакатов в офисе и т. п.).

Совместно с группой волонтеров решите, какую помощь, в каком объеме и в какие сроки вы готовы оказывать. Также решите, кому НКО, которых вы выберете в дальнейшем, будут писать свои запросы — координатору или волонтерам напрямую

Важно. На pro bono активности волонтеры будут тратить свое личное время, компания не будет оплачивать эту работу. Согласившись, коллеги берут на себя дополнительную ответственность, но будут и дополнительно реализовывать себя, помогая другим. В некоторых компаниях волонтерские часы оплачиваются (например, PWC выделяет на pro bono волонтерство 8 часов в год). Если компания не оплачивает волонтерские часы, важно, чтобы она как-то иначе поощряла занятия своих сотрудников.

Выберите несколько НКО, которым, как вам кажется, может потребоваться профессиональная помощь ваших сотрудников. В основном все перечисленные виды помощи нужны всем НКО в разные периоды времени, поэтому важно дать знать о вашей готовности помочь. Здесь можно найти информацию о многих российских НКО.

Оповестите НКО о вашей готовности помогать. В письме укажите профиль компании, ресурсы (такое-то количество волонтеров такой-то квалификации), максимальный объем работы, который коллеги готовы принять за один запрос, а также ожидаемые сроки, в которые вы сможете оказать помощь. Обязательно укажите контактное лицо, которому можно отправлять запросы.
Шаг 5
Ожидания и реальность
К примеру, в компании РУСАЛ уже 10 лет занимаются социальной деятельностью, и сотрудники с удовольствием участвуют в волонтерских проектах. «Но такое осознание пришло не сразу,- рассказывает Рустам Закиев, директор Департамента коммуникационных и социальных проектов ОК „РУСАЛ“, — сначала включили административный ресурс, чтобы преодолеть сопротивление коллег. Тот потенциал, который есть в волонтерстве, виден не сразу. Только когда люди видят результаты, они проникаются».
Многие международные компании давно приняли как аксиому фразу «lead by example», или лидерство собственным примером. Если мы хотим мотивировать сотрудников на участие в акции в области КСО, в этой акции в идеале должен принять участие и руководитель этого сотрудника, и директор департамента, а еще лучше — генеральный директор. Например, в рамках недели волонтерства сотрудники компании «Крафт Фудс Рус» выезжали во Владимирскую область на территории, пострадавшие от торфяного пожара, и участие генерального директора в этой акции было очень хорошим мотивационным фактором.
Даже если руководитель не может принять участие в акции физически, он всегда может написать мотивирующее письмо своим сотрудникам или неформально обратиться к ним и рекомендовать принять участие. С таким письмом к сотрудникам может обратиться и генеральный директор, и директор по персоналу компании.

Пригласите тех, кому помогли

Еще одним сильным мотивирующим фактором для сотрудников могут быть те партнеры (НКО, благотворительные фонды) и непосредственно те люди, которым сотрудники уже помогли. Если сотрудники собрали значительную денежную сумму на лечение, например, и речь идет не о тяжелых онкологических заболеваниях с возможным смертельным исходом, то всегда можно сделать небольшое обращение от родителей ребенка или человека, которому помогли. Также нередко компании организуют для своих сотрудников встречи с лидерами фондов и НКО-партнеров. Лидеры НКО не только могут сказать спасибо за помощь, но и найти правильные слова, чтобы мотивировать сотрудников на участие в дальнейших активностях.

https://www.miloserdie.ru/article/ofisnye-volontery-kak-krupnye-kompanii-motiviruyut-svoih-sotrudnikov-zanyatsya-socialnoj-deyatelnostyu/
Шаг 6
Благодарите волонтеров за их помощь и рассказывайте об их успехах
Обязательно благодарите волонтеров за их помощь и следите за тем, чтобы коллеги «не выгорели». Если они очень загружены основной работой, тратят минимальное оставшееся личное время на оказание безвозмездной помощи, рано или поздно либо работа, либо волонтерство могут пострадать. Напоминайте коллегам о важности соблюдать баланс и возможности сделать перерыв в оказании благотворительной помощи.
Оповещая других сотрудников компании о работе, проделанной волонтерами, вы сможете привлекать новых волонтеров. Это позволит вашему костяку комфортнее распределять задачи между собой, чтобы поддерживать хороший жизненный баланс. Pro bono волонтерство — отдельное направление корпоративной социальной ответственности. Выделяйте этот вид деятельности, описывая подходы к КСО вашей компании, так как он не только представляет вашу работу по оказанию помощи нуждающимся, но и говорит о культуре компании и влияет на восприятие бренда вашей компании как работодателя. Рассказываете о pro bono волонтерстве в социальных сетях!

Другие инструкции

Инструкции
Как мотивировать сотрудников?
Инструкции
Волонтерская акция
Инструкции
Корпоративная ярмарка